17.04.2017

Выставка икон "ПОВЕСТЬ И ЧЮДЕСА... ЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА, ИЖЕ В КАЗАНИ"

Экспозиция выставки выстроена таким образом, чтобы через работы иконописцев посетитель мог проследить более чем четырехвековой путь Казанской иконы Богородицы: от ее явления в Казани в 1579 году до широкого общенародного почитания.

Выставка открывается иконами Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Будучи простым священником в Казани, он стал одним из первых, кто принял явленный образ в руки и перенес его в церковь. Позже, уже в сане Казанского митрополита, составил повествование «Месяца июля в 8 День. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы: честнаго и славного Ея явления образа, иже в Казани…». Будучи Патриархом, принимал активное участие в событиях Смутного времени, призывая к сопротивлению иноземным захватчикам, вследствие чего принял мученическую смерть 17 февраля 1612 года. Канонизирован в 1913 году, к 300‑летнему юбилею дома Романовых. Рядом с образом Ермогена представлены образы знаковых иерархов в казанской церковной истории: Казанских первосвятителей и чудотворцев, архиепископов Гурия, Германа и Варсонофия.

Сюжеты «Повести…» раскрываются в так называемых житийных иконах — развернутых, многосюжетных повествованиях в красках, которые обычно начинаются сценами видений девицы Матроны, а затем последовательно следуют эпизоды поиска иконы, ее обретения, поставления в церковь и чудес, от нее проистекавших.

Как мог выглядеть явленный первообраз, можно представить по экспонирующимся ранним спискам с него рубежа ХVI — ХVII веков. Постепенное развитие иконописной традиции Казанского образа прослеживается по образцам работ трех выдающихся школ русской иконописи: строгановских мастеров, московских и мастеров Оружейной палаты (фактически царской иконописной мастерской).

Особняком стоят копии с двух самых известных списков Казанской иконы — Московского, пришедшего в древнюю столицу в Смутное время вместе с ополчением Минина и Пожарского, и Петербургского, перенесенного туда в момент переезда царского двора в новую столицу на берегах Невы. Еще один почитаемый список — Ватиканский — представлен фотографией 1963 года, времен его «крестового похода» по США и Канаде. С 2005 года Казанская (Ватиканская) икона пребывает в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря.

Посетитель выставки имеет возможность ознакомиться с наследием иконописной мастерской Казанского Богородицкого женского монастыря, работавшей со второй половины ХIХ столетия до его закрытия в 20‑х гг. ХХ века. Иконописцам-монахиням удалось выработать свой оригинальный стиль, делающий их работы легко узнаваемыми. В первую очередь мастерская специализировалась на Казанской иконе (существовало три стиля исполнения произведений, позволяющих удовлетворить запросы людей с разным уровнем достатка), но писались и иные Богородичные образы, в том числе списки с чтимых икон Казанской епархии. Мастерская работала и по частным заказам, свидетельством чему служит большое количество сохранившихся «семейных» икон с тезоименитыми святыми заказчиков.

Большой раздел выставки представляет разнообразие стилей и географии почитания Казанского образа. Мы можем видеть, как светская, академическая живопись, более распространенная в столицах и Центральной России, вторгается в традиционное русское «греческое письмо», а в противовес этому в первую очередь старо­обрядческие мастера (Поволжье, Урал и т. д.) в своих работах берегут его от «фряжского» влияния. В этом разделе выставки также представлены по‑народному наивное и вместе с тем неповторимое письмо обширного Русского Севера, юго-западных окраин империи, образцы массового производства дешевых икон для небогатого, в основном сельского населения, а также произведения безвестных народных мастеров-самоучек. Посетитель сможет увидеть попытки иконописцев
начала ХХ века вернуться к первоистокам — результат поиска нового русского стиля, прерванного известными событиями столетней давности.

Экспозиция затрагивает тему «Икона в иконе»: частого присутствия Казанской иконы Богородицы в сюжете многочастных икон, а также в сюжетах иных икон, вызванного ее широким почитанием, - это иконы-«трехрядки», где чаще всего Казанский образ соседствует с образом одного из наиболее почитаемых в народе святого Николая Чудотворца, иконы, писавшиеся по заказу с образами, имеющими по каким‑то причинам особое значение для заказчика, иконы с предстоящими в молении Казанской иконе, совершающими с ней крестные ходы и т. д. Считалось, что Казанская икона помогает в избавлении от болезней, особенно «о прозрении ослепших очей», поэтому она неизменно входила в состав икон-«лечебников» со святыми, помогающими при различных недугах.

Завершают экспозицию ростовские финифтяные образки и старообрядческие меднолитые иконы и складни.

Стоимость билетов: 200 - 300 рублей.

Телефон для справок: (843) 292-50-56.


← назад